среда, 21 сентября 2016 г.

я бухучёта


*Принцип домино - распространение по цепи (цепная реакция) конкретного явления под деянием каких-то момента, который воздействует на первый элемент цепи.


История, о которой я желаю вам поведать, произошла в древности (в начале XXI века), в то время как персональные компьютеры в бухгалтериях компаний ещё были редки, и там практически везде царил пресловутый "ручной" учёт (это в то время как информацию о хозяйственных операциях не "вбивались" в бухгалтерскую программу, а шариковой ручкой вписывались в журналы-ордера, ведомости и аналогичные им регистры бухучёта). События этой истории сейчас случиться уже не в состоянии. Либо тем не менее могут?..


Продемонстрируйте себе весьма большую компанию с большой бухгалтерией – аж целых двадцать пять человек, которые разбросаны по пяти различным кабинетам. И всякий бухгалтер ведет учёт по какому-то одному балансовому счёту. Либо по нескольким немедленно. При этом вовсе необязательно, чтобы эти счета были связаны между собой. Например, один бухгалтер может новости в один момент учёт расчётов с подотчётными лицами и учёт основных средств, но не новости учёт операций по кассе. А иной, который, со своей стороны, ведет учёт по кассе, в один момент занимается учётом расчётов с поставщиками.


Естественный вопрос: как бухгалтеры регистрировали первичные документы в регистрах учёта? А вот как. Как мы знаем, что бухгалтерская проводка складывается из двух частей – дебета и займа. Следовательно, первичную обработку поступившего документа реализовал тот бухгалтер, к которому этот документ передали. Скажем, документ поступает к работнику, который ведёт учёт расчётов с "подотчётниками", но не ведёт учёт материалов. Он отражает в своём журнале-ордере обстоятельство отчётности подотчётного лица, оставляет себе задаточный отчётность, а бухгалтеру, который ведёт учёт материалов, пересылает бухгалтерскую справку с кратким описанием хозяйственной операции, чтобы тот сделал проводку у себя в ведомости по учёту материалов.


Помой-му, всё просто. Но не совсем. Просто – это в случае если всё делается верно и чётко, в полном соотношении с правилами ведения бухучёта и документооборота. А вдруг сделать что-то не так, тут такое начнётся…


в один раз в бухгалтерию пошёл человек – простой работяга, которому его руководитель тёк такое задание: "Зайди в бухгалтерию и дай вот этот конверт". Что было в этом конверте и куда поэтому в бухгалтерию (в которой, напомним, работало 25 человек) его необходимо дать, глава не растолковал (решил, возможно, что это ни к чему). Работяга себя бестолковыми вопросами не заморачивал. Он зашёл в первую попавшуюся комнату, кинул конверт на ближайший стол, за которым сейчас никто не сидел, и скорёхонько ретировался.


В то время как на время отлучившийся бухгалтер возвратился на своё рабочее место, он заметил там запечатанный конверт. Вскрыл его. И нашёл акт погашения приобретателем дебиторской задолженности путём продажи товаров. Но! Бухгалтер, на стол к которому попал указанный документ, занимался ведением расчётов с подотчётными лицами, и не имел никакого касательства ни к учёту товаров, ни к учёту дебиторской задолженности. Что он должен был в этом случае сделать? Передать документ бухгалтеру, к участку которого относилась эта хозяйственная операция? Не хорошо бы ему пришлось, в случае если б он так поступил. Так как, внутренним "Положением о документообороте в бухгалтерии", которое, кстати произнести, создал самолично генеральный руководитель фабрики, было предписано, что бухгалтер должен отражать в учёте все первичные документы, которые ему передаются на обработку. Осознали? Все!!! Совсем все. И не имеет значения, имеют ли они отношение к разделению учёта, который ведёт определённый бухгалтер либо нет. Попытки же подтвердить, что этот документ никакого касательства к его участку не имеет, в большинстве случаев заканчивались вызовом на ковёр к Самому Главному Человеку в Компании, который, метая громы и молнии, изрекал истины на тематику того, что, дескать, "парни дело делают, деньги получают, а вы там в бухгалтерии лишь им мешаете своим махровым бюрократизмом!!!"… Исходя из этого наш бухгалтер решил сделать следующее – отразил акт взаимозачёта в ведомости по учёту расчётов с подотчётными лицами по дебету счёта 71, отразив в качестве подотчётного лица линейного начальника, который указанный акт завизировал.
Исторический очерк из эры «ручного» ведени Но потому, что в этом случае обращение шла о взаимозачёте, бухгалтер решил отразить сумму по займу балансового счёта 76 "Расчёты с различными дебиторами и заимодавцами". Кто его знает, какая там задолженность? Пускай иной бухгалтер разбирается – у которого имеется реестр поставщиков и приобретателей.


Сделав указанную проводку, наш бухгалтер составил справку и переслал её работнику бухгалтерии, который вёл учёт по счёту 76. Тот, рассмотрев полученный документ, осознал, что к его разделению эта операция никакого касательства не имеет. Но потому, что справка была передана поэтому ему, то не воспроизвести в учёте её он не имел права. И, поразмыслив, решил так: раз это продажа товаров, значит, она обязана отражаться на балансовом счёте 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками". Сделав в регистре учёта подобающую запись, бухгалтер оформил свою бухгалтерскую справку на проводку – Д 76 – К 60 и переадресовал её бухгалтеру, который вёл счёт по счёту 60.


Учётный сотрудник, который занимался учётом расчётов с поставщиками, бухгалтерского образования не имел (не считать же за таковое завершение экспресс-курса "В бухгалтеры – за 8 часов!"). Исходя из этого в суть хозяйственной операции он вникать не стал, а отразил операцию в своей ведомости так, как её осознал. В полученной им бухгалтерской справке было написано: "Приняты на учёт товары, отгруженные поставщиком в погашение дебиторской задолженности". Из этой фразы бухгалтер извлёк два знакомых ему словосочетания – "Товары отгруженные" и "Дебиторская задолженность". И потому, что подобающая сумма у него уже числилась по займу счёта 60, он, никак не сомневаясь, сделал совсем абсурдную проводку – Д 60 – К 45, ничего, но, наряду с этим не забыв (тут тебе и "Дебиторская задолженность", тут тебе и "Товары отгруженные" (наименование балансового счёта 45)).


задолженность по кредиту по счёту 45 была обнаружена помощником главбуха при сверке ведомостей и журналов-ордеров на протяжении составления квартальной отчётности. Разбираться в причинах аналогичной глупости было некогда из-за цейтнота, но "паранормальное" заём сальдо следовало куда-то деть (ясно по какой причине – негативный остаток по товарам отгруженным совсем неосуществим (как и негативное сальдо по счетам учёта финансовых средств)). В итоге было решено отразить изменение проводкой Д 45 – К 62. Может, не совсем корректная проводка, но и идиотское заём сальдо по товарам отгруженным убрано, и задолженность дебитора списана наконец-то.


Но история на этом не закончилась. Да, дебиторская задолженность была тем не менее списана. А вот материалы так и не были оприходованы. Лишь через 6 месяцев, когда в компании производилась инвентаризация расчётов перед составлением годового баланса, главный бухгалтер заметил "висяк" по дебету счёта 71. Глава, которого записали в "подотчётные лица", долго не имел возможности осознать, что от него желают, по причине того, что в командировки он не ездил (не было необходимости) и материалы за наличный расчёт не приобретал. И только вызов "на ковёр" бухгалтера, который вёл счёт 71, и с дурной проводки которого и началась вся эта заваруха, поставил, наконец, в этом деле точку. В конце концов была сделана проводка – Д 41 "Товары" - К 71. И всё закончилось.


А сейчас зададимся вопросом: с кого же стартовал в данной истории пресловутый "принцип домино", кто виноват во всей этой истории? Работяга, произнесут бухгалтеры. Так как это он кинул конверт с актом на первый попавшийся стол. Линейный начальник, произнесёт работяга. По причине того, что не растолковал, кому поэтому предназначалось послание. Бухгалтеры, произнесут все, кто не имеет никакого касательства к бухгалтерии. По какой причине? По причине того, что бухгалтеры лишь и делают, что всех путают и мешают заниматься бизнесом. Руководитель фабрики, произнесут те, кто не обожает руководство лишь за то, что оно руководство. Потому что нечего издавать всякие бредовые положения и терроризировать учётных сотрудников…


А вы, глубокоуважаемые читатели, как думаете? Кто же виноват в том, что случилось?

Комментариев нет:

Отправить комментарий